
Когда предприниматель испытывает оргазм? А предпринимательница? Нет, вы совсем не о том подумали.
[tweet border=no]Высший пик наслаждения, когда пройдена точка безубыточности![/tweet]
Они оба чувствуют это одинаково сильно!
Правило № 1. Не зная броду, не суйся в воду
Не зная своей точки безубыточности не суйся в бизнес.
Каждый руководитель должен четко знать актуальную точку безубыточности для своего бизнеса. Не рассчитанную много лет назад в бизнес-плане для банка, а по реальному составу затрат и в сегодняшних ценах.
Ведь важно не только управлять в отдельности доходами и расходами. Нужно соблюдать между ними правильное соотношение, но не всегда дела складываются так удачно, чтобы образовалась прибыль. Иногда (привет текущему кризису!) бывает неплохо, чтобы расходы хотя бы сравнялись с доходами.
Умение работать в ноль в тяжелой ситуации — один из признаков эффективного финансового директора! Такое состояние называют точкой безубыточности. Она важна и в более благоприятной ситуации.
Если вы планируете получить прибыль, то хорошо бы знать, на какой день месяца или после продажи какой партии товара вы на нее выйдете, окупив все затраты текущего периода. До этого момента — никаких лишних трат или распределения прибыли!
Секрет экономии: ходите в супермаркет сытым.
Правило № 2. Не пытайся изобретать акваланг
Единственный способ не захлебнуться, оказавшись ниже точки безубыточности, — вынырнуть.
При объеме продаж ниже точки безубыточности есть только два способа выживания: сначала приложить все усилия для максимизации доходов. А если этого оказалось недостаточно для выведения компании в прибыль — резать расходы. Все просто, но многие пытаются искать иные способы. И напрасно! Все остальное — от лукавого и ненадолго.
Умничать, пытаясь изобрести третий способ, бесполезно. Различные «палочки-выручалочки» типа кредитов, подтасовок в отчетности, разных хитромудрых финансовых операций и прочего не спасут.
Точка безубыточности — это как уровень воды: поднимется выше носа — захлебнешься. И все! Хитрые способы отращивания жабр для бизнеса в сжатые сроки науке неизвестны. Мы подчеркиваем — для нормального бизнеса, а не для того, что, бывает, им называют в России. И аквалангов для такого «бизнес-дайвинга» не изобрели.
Рассчитывается эта точка несложно. Для ее получения надо знать, сколько маржи, или вклада на покрытие постоянных затрат, приносит вам каждая проданная единица продукции. Если вы продаете что-то за 5 руб., а купили или произвели за 2, то такая маржа — 3 руб. Если же у вас, допустим, в месяц 60 руб. постоянных затрат, то надо продать 20 (60 руб. разделить на 3 руб.) единиц продукции, чтобы выйти в ноль. С 21-й штуки товара начнет формироваться прибыль (что интересно, в размере тех же 3 руб. на штуку).
Вот и все. У вас рассчитана точка безубыточности в натуральном выражении (в штуках).
В стоимостном же выражении точка безубыточности этого примера — 100 руб. (20 штук умножить на их цену реализации, 5 руб.). Можно ее посчитать и по-другому: доля маржи в каждом из рублей реализации в примере составляет 60% (3 руб. маржи разделить на цену в 5 руб.).
Если разделить постоянные затраты (60 руб.) на эту величину (в умных книгах ее называют коэффициентом маржинального дохода), то получим те же 100 руб.
Поздравляем! Инструмент для экспресс-моделирования готов
Можете задавать себе вопросы о своем будущем (то есть будущем вашего бизнеса) и сами же на них отвечать.
- Какой у меня должен быть минимальный уровень реализации?
- Какая должна быть себестоимость и маржа у товара, чтобы при таких-то постоянных затратах не понести убытков?
- Насколько я могу повысить постоянные затраты при плановой выручке, чтобы не потерять прибыль?
И так далее. Заметили, что все вопросы относятся к основному бизнес-процессу? Конечно, чем он прямее, тем раньше наступает точка безубыточности, тем быстрее формируется прибыль. Ничего лишнего, все по делу.
Важно только не забывать, что точка безубыточности не является раз и навсегда заданной константой, а меняется вместе с вашим бизнесом.
Правило № 3. Семь раз отмерь — по точке безубыточности
Принимая серьезные решения по изменению бизнеса компании, по реструктуризации структуры или логики бизнес-процессов, даже по изменению системы мотивации персонала, нужно предварительно рассчитать, как изменится точка безубыточности.
Особенно сильно подвержена влиянию перемен в системе мотивации персонала точка безубыточности, например, у сервисных компаний или компаний, работающих в сфере высоких технологий, и других, где основную долю расходов составляет зарплата. И часто бывает, что система различных бонусов, премий и прочих материальных поощрений персонала хороша до той поры, пока не составишь экономическую модель, наглядно демонстрирующую, как все эти расходы складываются в общую сумму и как она отражается на рентабельности компании. Если труд специалистов в вашей сфере ценится высоко, игнорировать это не получится. Но меру знать надо. Известно немало компаний в сфере хай-тек, погоревших из-за того, что их расходы на зарплату превышали все мыслимые нормативы.
Бонус за хорошую работу в 2016 году — право работать в 2017-м. Бонус за хорошую работу в 2017 году — право жить в 2018-м.
Как выглядит точка безубыточности, смотрите на рисунке
Выручка, затраты и точка безубыточности
Скачать таблицу для расчета точки удовлетворения
Где вы видите успех?
[tweet border=no]Точка безубыточности женского общежития, оказывается, зависит от места расположения: она тем ниже, чем ближе общага к винному магазину[/tweet]
Понятие рентабельности так же трудно «пощупать», как прибыль. Само слово «рентабельность» образовалось от слов renta (доход) и able (способность). Это показатель способности компании давать доход от своей деятельности. Рентабельность отражает то, насколько эффективно вы используете материальные, трудовые, денежные ресурсы или природные богатства.
Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, ее формирующим.
Проще говоря, рентабельность показывает, сколько копеек прибыли получает компания с каждого рубля, который ей заплатили покупатели.
По сути, это показатель, сколько мы можем взять себе из реки, которую дают клиенты. Чем выше рентабельность компании, тем привлекательнее бизнес в целом. У какого-то бизнеса рентабельность может быть 5%, у другого — 30%, а у третьего — 70%. Это и есть зеркало вашего успеха. Первое.
Если взять, например, торговлю алкоголем, то себестоимость спирта очень низкая. Поэтому алкоголь массового спроса мог бы стоить совсем дешево. Но не тут-то было!
Со времен Ивана Грозного, когда появились легальные питейные заведения, государство регулирует эту область с помощью акцизов. Понятное дело — доход-то серьезный!
Акцизными сборами государство уменьшает рентабельность бизнеса, который сторонники здорового образа жизни мечтают и вовсе свернуть. Правда, это не удалось даже Горбачеву: сухой закон только подтолкнул развитие нелегальных спиртзаводов и торговли из-под полы.
Кстати, если уж зашла речь. Нынешние попытки государства бороться с пьянством — очередной сизифов труд.
Уровни рентабельности
Времена Горбачева. Алкоголик слушает радио:
— Московское время одиннадцать часов.
— Одиннадцать пишем — три в уме.
Пока потребность существует, бороться с ней методами запретов и ограничений принципиально невозможно. Потому что рынок предложит взамен другие варианты, как эту потребность удовлетворить. Например, самогоном или другими суррогатами. А может быть, и хуже — наркотиками.
Ведь потребление алкоголя складывалось исторически и является нашим культурологическим способом расслабляться. Так же, как потребление вина во Франции или конопли у индейцев Южной Америки.
Как ввели в США сухой закон — так и началась у мужиков Великая депрессия.
Такой процесс за века формирует традиции и вырабатывает приспособляемость организма на генном уровне. Что обеспечивает соблюдение определенной нормы.
А разрушить такую норму легко — посмотрите на наши северные народы, у которых нет фермента в крови для расщепления алкоголя. Так что благодаря вводимым запретам мы можем не только традиции потерять, но и оказаться беззащитными перед угрозой, с которой справиться будет на порядок труднее. Ведь если рынок алкоголя государство более или менее контролирует, то подпольные рынки суррогатов и наркотиков пока никому, кроме мафии, под контроль взять не удалось.
Так что нынешние эксперименты государства формально очень благостны, но фактически могут привести к национальной катастрофе. Ну, у нас так всегда — хотели как лучше…
В других случаях государство может давать какие-то льготы производителям. В советские времена это касалось в основном оборонных предприятий. Отдельные виды бизнеса изначально имеют невысокую рентабельность: на хлебе много не заработаешь — это социально значимый продукт.
А вот на красоте запросто можно разбогатеть: арендовать салон на бойком месте, сделать шикарный дизайн, нанять лучших мастеров и придумать свои фишки (маски для волос в подарок, тайский массаж или особые омолаживающие процедуры для лица). В результате высокая рентабельность и широкий поток клиентов вам обеспечены!
Говоря о рентабельности, всегда сравнивайте этот показатель с другими предприятиями в той же отрасли. Если у вас, к примеру, маленький свечной заводик и ваша рентабельность 30%, а у конкурентов — 40%, значит, вы плохо управляете своим бизнесом.
Не стоит в ужасе хвататься за голову, если у вас отрицательный показатель рентабельности. Это еще не значит, что компания работает в убыток.
Возможно, это лишь хитрости учетной политики: иногда компании умышленно переоценивают основные фонды и завышают показатели амортизации, чтобы уйти от налогов.
P.S. Чек-лист расчета базовых метрик бизнеса вы можете скачать ниже:
P.P.S. А на десерт — 3 минуты вечности. Вода и горы
https://www.youtube.com/watch?v=ZPTE1LgU4-s
Средняя оценка: 4.5 из 5